Курентзис, Пермь. Итоги

Пришло время подвести итоги 4-хлетней деятельности Теодора Курентзиса на посту художественного руководителя Пермского оперного. Объективно сравнить, каким театр был, и во что он превратился. Выслушать свидетельства очевидцев.

(Update 05.03.2014, 21.39).

Далее идет мой текст от 11.08.2012. Поначалу он не был рассчитан на широкую аудиторию — отсюда его острая полемичность и некоторая зашифрованность. В связи с недавними событиями из всех моих публикаций на данную тему почему-то именно она неожиданно приобрела популярность, сравнимую, разве что, с моей первой публикацией о первом пермском концерте Курентзиса и его оркестра. В частности, появились комментарии, имеющие,на мой взгляд, совершенно  безусловную самостоятельную ценность.

В этой связи, по некотором размышлении, я решил сделать текст основного поста более «прозрачным». Конечно, в таком виде он несколько утрачивает полемическую заостренность, но, думаю, что все же приобретает нечто большее. Тем не менее, чтобы у читателя осталось представление о том, каким был этот текст в августе 2012-го, я решил не удалять старые формулировки, а просто напечатать их в зачеркнутом виде. А исправленный вариант марта 2014-го оформить подчеркнутым текстом.

(Update 05.03.2014, 22.28)

ГАМБИТ НЕДОБИТОГО КУРЫГРИЛЯ

Мне жалко тратить время на приготовление шаурмы жесткую критику. Но ничего не поделаешь: видимо, придется вновь этим заняться.

Марат Гельман уехал из Перми, Борис Мильграм больше не работает в администрации Пермского края. Но, по крайней мере, одного своего человечка коллегу они прихватить с собой перетрудоустроить, похоже, подзабыли. Надо бы о нем напомнить. Вот его досье, по результатам пребывания в Перми.

1. Началось все с провального концерта с симфониями Вольфганга Амадея Моцарта (http://peter.kulichkin.ru/blog?post_id=913), который, по непонятным для меня причинам, подвергся агрессивному пиару в СМИ. Со временем, вроде разобрались, что играли-то ребята плохо исполнение оказалось, по меньшей мере, далеким от совершенства, но денег уж не вернешь.

2. Продолжение (http://permnew.ru/news?post_id=8065) с музыкой Петра Ильича Чайковского и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича оказалось нисколько не лучше. Начали, вроде бы, тоже с какого-то аффектированного захваливания, но потом разобрались. Даже сам герой, худ-рук-дир-Кур Теодор Курентзис косвенно признал, что сочинениями этих двух композиторов ему дирижировать слабО довольно трудно. Но денег, опять-таки не вернешь.

3. Cosi fan tutte — это провал. Всего лишь одна оперная премьера, и каких-то четыре спектакля. Из п.1 почти следует, что по музыке спектакль был крайне слабым. Но это нетрудно проверить. Если сейчас кто-то со мной не согласен, пусть опубликует запись спектакля на You Tube, посмотрим, чего там наиграно-напето попробуем объективно оценить реальное музыкальное качество спектакля. Неимоверные деньги, потраченные на такой обман «странноватый» проект, опять-таки не вернешь.

4. Симфония Густава Малера №2 — это надувательство, аналогичное п.1, только гораздо более дорогое. Дир-Кур Курентзис, правда, оказался настолько благоразумен, что запись в Интернет не выложил (желающие подискутировать со мной могут попробовать ее таки опубликовать. Впрочем, не советую: даже «дружественная» дир-Куру Теодору Курентзису столичная критика признала, что оркестр играл не вместе). Деньги, однако, успешно потратились, и возвернуть их в бюджет  уже нельзя.

update от 5.11.2012: запись таки выложена на paraclassics.com, хотя для ее проигрывания требуется майкрософтовский плагин. Желающие могут послушать и самостоятельно сравнить, скажем, с исполнением той же симфонии Лондонским симфоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна в 1974 году (запись есть на youtube.com). Достаточно послушать, к примеру, и то, и другое с самого начала в течение примерно 7-8 минут. При сравнении становится очевидно, что Леонард Бернстайн реально управляет оркестром, а Цыпа Теодор Курентзис просто машет руками, изредка попадая в такт. Если 7-8 минут для вас многовато, послушайте хотя бы по 30 секунд каждое исполнение с самого начала звучания музыки. Вы, безусловно почувствуете, услышите разницу: у Бернстайна струнные играют одновременно и совершенно синхронно. А у Цыпы Теодора Курентзиса — лишь иллюзия синхронности. В общем, сходство данного случая с п.1 очевидно.

5. Безрассудный визит Бориса Мильграма и сотоварищей сочувствующих ему коллег в Пермский музыкальный колледж спас нас от позорной передачи колледжа  лично дир-Куру  под крайне сомнительную, планируемую Теодором Курентзисом Пермскую консерваторию (http://petya.blogik.org/?p=446). Попутно, правда, выяснилось, что высшего музыкального образования нет не только у значительного числа артистов оркестра дир-Кура MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, а еще и у него самого (Афинская консерватория, по сути, то же самое, что и Пермский музыкальный колледж. То, что у нас называется консерваториями, в Европе именуется «музыкальными академиями»). Значит, за наши же деньги не имеющий высшего образования недоучка-дирижер решил лишить наших же детей возможности учиться музыке. К счастью, задумка идея оказалась настолько наглой нелепой, что не прокатила не имела никакого успеха.

6. Дирижера Анисимова уволили, Кириллов сам уехал подобру-поздорову, из почти полусотни солистов оперы осталось около 20. Оперный театр, очевидно, разрушается. Новый, ублюдочный довольно странный и, по меньшей мере, откровенно аляповатый «фирменный» быдло-стиль  Оперного, выполненный в духе мильграмовского Театра-Театра, можно оставить без комментариев.

Образования нет, дирижировать не умеет. Оставляет за собой «выжженную землю».

ЗАЧЕМ НАМ ТАКОЕ НУЖНО???

Я, впрочем, знаю, КОМУ ИМЕННО нужен заглавный персонаж. И почти все пермские музыканты знают этих людей, среди которых есть их коллеги. Это люди, которые хотят иметь репутацию музыканта, но при этом еще и хорошо пожить.

Поэтому они обманывают. Обманывают музыкальную публику, которая все-таки чувствует жареную фальшь. Обманывают пермскую администрацию, выдвигая и награждая дир-Кура Теодора Курентзиса той или иной премией. Обманывают себя, потому что не хотят признаться в том, что не музыке они таким образом служат…

Вот и весь секрет заглавного персонажа. Я могу хоть исписаться, хоть тысячу раз проанализировать каждый такт каждого изуродованного иногда чуть ли не до неузнаваемости искаженного горе-дирижером «дирижером-гением» сочинения. Они все равно будут хлопать рукоплескать. А некоторые еще и «продавать» свой, заработанный годами статус. Все для того, чтобы черное сделать белым, а белое черным. Что, впрочем, все равно не удастся. Потому что черное белым сделать нельзя. И момент истины не за горами.

Теперь дир-Кур  Теодор Курентзис опять пошел в очередное наступление. Фирма Sony будет записывать «Cosi fan tutte» и еще не поставленную пока «Свадьбу Фигаро».

Я бы очень настоятельно рекомендовал фирме Sony и пермской краевой администрации предельно вдумчиво изучить досье нашего героя. 

Конечно, быть может, фирма Sony просто работает за деньги. Но ведь там не дураки сидят  работают профессионалы. Такую гадость Столь одиозные музыкальные эксперименты, как спектакли дир-Кура Курентзиса, они наверняка будут писать лишь за ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ деньги записывать с учетом ВЕСЬМА ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ финансовых рисков. А вот до каких пор финансировать прихоти выделять бюджетные средства без учета реальной эффективности их использования в проектах заглавного персонажа, об этом я бы на месте руководителей Пермского края подумал бы очень хорошо.

P.S. Впрочем, некоторое время еще есть. После исчезновения Марата Гельмана с Борисом Мильграмом некоторые их «друзья» изменили свою позицию в отношении современного искусства. Желаю, чтобы хотя бы нечто подобное возникло и у недавних «почитателей» дир-Кура Теодора Курентзиса. И чем скорее, тем лучше.

Возможно, заглавный персонаж сам, по доброй воле, в ближайшее время исчезнет из Пермского края навсегда. Это не самый плохой вариант. Потому что в противном случае, «отмыться» будет уже трудновато, придется нести гораздо бОльшие имиджевые потери. И ему, и всем, кто его поддерживал.